27 Апр 2021 14:58

Подробнее о Системе управления энергетическими ресурсами (СУЭР) Белгородской области

Одна из ярких региональных АИС энергосбережения, собственная разработка – Система управления энергетическими ресурсами Белгородской области.

Система управления энергетическими ресурсами (СУЭР) создана в Белгородской области согласно распоряжению Правительства Белгородской области от 27 сентября 2017 г. № 425-рп «О внедрении Системы управления энергетическими  ресурсами Белгородской области». Ее правообладатель и оператор – ОГБУ «Центр энергосбережения Белгородской области». Разработчик СУЭР –  Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова.

Разработка была начата в 2017 году c проведения научно-исследовательских работ по созданию новых методов и инструментов управления энергосбережением в бюджетном секторе и их реализации в программном компоненте информационного комплекса СУЭР. В 2018г. была произведена опытная эксплуатация и модернизация системы.

В 2020 году был разработан программный модуль “Бюджет”, который позволяет автоматизировать выполнение действующих нормативно-правовых актов в области энергоэффективности и оцифровать процессы управления энергосбережением на социально-значимых государственных объектах области.

Сегодня СУЭР – это региональная информационно-аналитическая система, обеспечивающая адресную оценку эффективности затрат и контроль потребления энергетических ресурсов бюджетными учреждениями областного подчинения, а также цифровизацию процессов, связанных с обеспечением мер по повышению энергетической эффективности в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в области энергосбережения, в том числе:

1) автоматизированный расчет прогноза потребления энергетических ресурсов бюджетными учреждениями (лимитов), контроль потребления энергетических ресурсов (исполнения лимитов);

2) автоматизированный расчет и контроль достижения целевого уровня снижения потребления энергетических ресурсов в разрезе каждого учреждения;

3) автоматизированное составление, актуализацию и адресный контроль исполнения программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности бюджетных учреждений;

4) мониторинг исполнения энергосервисных контрактов.

Пользователями СУЭР являются:

– орган региональной власти, ответственный за планирование и контроль потребления энергетических ресурсов бюджетными предприятиями, энергетической политики, энергосбережение и повышение энергетической эффективности (верхний уровень);

– органы муниципальной власти и региональные структуры (средний уровень);

– бюджетные региональные и муниципальные учреждения (нижний уровень);

– иные структуры, участвующие в процессах управления бюджетными учреждениями.

Подсистемы, их функционал и автоматизируемые процессы

  1. Расчет целевого уровня снижения объемов потребления ресурсов

Определение потенциала и установление целевого уровня снижения потребления ресурсов в разрезе учреждений

Ст. 24 261-ФЗ от 23.11.2009, ППРФ 1289 от 7.10.2019

  1. Разработка программы энергосбережения

Расчет целевых показателей, определение перечня мероприятий и автоматизированное формирование программы энергосбережения учреждения с учетом установленного целевого уровня снижения в сопоставимых условиях потребления им ресурсов

Ст. 25 261-ФЗ от 23.11.2009, приказ Минэнерго России от 30.06.2014 г. № 398; Приказ Минстроя России от 17.11.2017 г. № 1550/пр

  1. Расчет прогноза объемов потребления ресурсов

Расчет прогноза объемов потребления   ресурсов на уровне учреждений на период бюджетного планирования (3 года) с учетом требований к их обязательному снижению

Ст. 24 261-ФЗ от 23.11.2009, Письмо Минтопэнерго РФ от 11 июля 1998 года № АК‑4670

  1. Контроль снижения объемов потребления ресурсов

Контроль за достижением целевого уровня снижения потребления на основании данных о фактическом потреблении с учетом сопоставимых условий

Ст. 24 261-ФЗ от 23.11.2009, ППРФ 1289 от 7.10.2019, Приказ Минэкономразвития России от 24.10.2011 г. № 591

  1. Контроль Программ энергосбережения

Контроль за достижением целевых показателей эффективности учреждением на основании данных о потреблении ресурсов с учетом сопоставимых условий

Ст. 25 261-ФЗ от 23.11.2009, Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 г. № 398

  1. Контроль объемов потребления ресурсов

Контроль фактических объемов потребления ресурсов на уровне учреждений с учетом сопоставимых условий

Ст. 24 261-ФЗ от 23.11.2009; Приказ Минэкономразвития России от 28.10.2019 г. № 707

  1. Контроль реализации мероприятий

Контроль выполнения мероприятий программ энергосбережения, мониторинг выполнения энергосервисных контрактов

Ст. 14, 25 261-ФЗ от 23.11.2009; Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398; ППРФ 1289 от 7 октября 2019

  1. Контроль приборов учета

Контроль работоспособности приборов учета ресурсов с использованием данных полученных от информационно-измерительных систем

Ст. 13 261-ФЗ от 23.11.2009;

  1. Контроль исполнения документов и поручений

Обеспечение своевременного исполнения документов и поручений, созданных в Модуле «Бюджет»

Ст. 9.16 195-ФЗ КоАП РФ от 30.12.2001

  1. Формирование базы данных

Обеспечение представления данных о фактических объемах  потребляемых  ресурсов, данных телеметрии информационно-измерительных систем

Приказ Минэкономразвития России от 28.10.2019 г. № 707; РП Белгородской области от 05.11.2019 года № 605-рп

В 2021 году планируется расширение функционала СУЭР. В данный момент в системе зарегистрировано более 2000 пользователей-бюджетных учреждений областного подчинения (более 2294 с общим количеством зданий порядка 3,5 тысяч). Использование СУЭР позволит обеспечить экономию затрат на энергоносители для государственных социальных объектов области более чем 160 млн руб. в год. Бюджетный эффект за период с 2021 по 2024 гг должен составить около 600 млн руб.

Особенности СУЭР

СУЭР не является системой телеметрии или системой диспетчеризации, данные с приборов учета напрямую не попадают в систему. Система позволяет обеспечить интеграцию с любыми измерительными информационными системами (Элдис, ЛЭРС и др.) посредством REST API. СУЭР является информационно-аналитической системой («верхним» уровнем), и поэтому в нее из систем телеметрии загружаются только данные о фактическом потреблении за период и состояние прибора учета. Для объектов, не оборудованных телеметрией, данные вносятся пользователями вручную.

В СУЭР для повышения точности расчета и контроля используются кластеры учреждений, которые в отличие от функционально-технологических групп (детские сады, поликлиники и т.д.) дополнительно разбиваются на группы по типу, отапливаемым объемам, площади и характеру ограждающих конструкций (наружных стен) – это позволяет минимизировать ошибки от «среднего по больнице».

При расчете ЦУС для каждого учреждения учитывается не просто удельное фактическое потребление, а еще и проектная (расчетная) удельная характеристика, норматив потребления, а также значение по кластеру.

СУЭР позволяет не просто внести данные о существующей программе энергосбережения, а разработать в автоматизированном режиме с последующей выгрузкой печатной формы Паспорта ПЭС согласно Приказа №398 Минэнерго.

Система имеет модульную структуру и позволяет как пользоваться модулями отдельно, так и гибко наращивать необходимый функционал.

 

Результаты использования СУЭР в Белгородской области

Для всех бюджетных учреждений Белгородской области целевые уровни были рассчитаны и утверждены в 2020 году в автоматизированном режиме.

Лимиты потребления для бюджетных учреждений Белгородской области на 2021-2023 годы заложены с учетом рассчитанных и утвержденных в системе ЦУС.

Проект включен в перечень успешных кейсов по повышению энергоэффективности и энергосбережению Государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации Министерства экономического развития РФ.

По запросу разработчики готовы предоставить тестовый доступ к системе СУЭР.

Открыть презентацию СУЭР

Сайт СУЭР

ОГБУ “Центр энергосбережения Белгородской области”

БГТУ им. В.Г. Шухова


Дата последнего изменения: 25 Ноя 2022 15:02